From: shelley <CyrTeX-ru@vsu.ru>
Subject: Stop sending me mail!!!!!
Date: Thu, 11 Jun 2009 20:26:30 +0300 (Jerusalem Daylight Time)
To: Cyrillic TeX Users Group <CyrTeX-ru@vsu.ru>

-------Original Message-------

Date: 11/06/2009 15:28:24
Subject: Re: free fonts

On Thu, 11 Jun 2009 14:58:12 +0400
Alexander Cherepanov wrote:

> Да, и её результат -- скрипты -- охраняются авторским правом.
> Выкладывайте скрипты под GPL. Если эти скрипты достаточно универсальны
> и позволят конвертить и другие шрифты, будет вообще здорово.

А не получится сделать их универсальными: неизбежно приходится
завязываться на особенности конкретных знаков в конкретном файле. Это я
к тому, что в данном случае скрипты следует не приравнивать
к компилятору, а скорее считать их частью исходных кодов.

> Если после автоматической контвертации, рисунок шрифтов существенно
> дорабатывался вручную, тогда да. Что-нибудь вроде шрифтов Latin
> Modern.

Понимаете ли, в чем дело: я ведь могу проделать некую операцию вручную,
убедиться, что результат меня удовлетворяет, а потом оформить ее в
виде скрипта. Например, я сконвертировал шрифт из растра и добавил к
нему ряд акцентированных символов, вручную разместив акценты над
буквами. Потом я заметил нужные позиции акцентов и написал
соответствующие команды, дабы при последующей регенерации шрифтов эти
символы добавлялись автоматически. По Вашей логике первый шрифт был
результатом творческой работы, а последующие версии -- уже нет?

Более того, ситуацию можно довести до абсурда. Современные шрифтовые
редакторы имеют скриптовый интерфейс, который позволяет
запрограммировать практически любые операции, производимые над шрифтами.
Т. е. в теории я могу написать такой скрипт, который будет
воспроизводить процесс создания совершенно оригинального шрифта с нуля.
Так что же, охраняться авторским правом будет только этот скрипт, но не
результат его работы?

> Метрики, включая кернинг, насколько я понимаю, не охраняются.
> Например, часто делают шрифты, совместимые с другими по метрикам.

Насколько мне известно, это касается только стандартных базовых шрифтов:
при создании аналогов действительно приходится добиваться совместимости
по метрикам. Причем надо учесть, что все такие аналоги (хотя
бы и предназначенные для свободного распространения) создавались
крупными коммерческими фирмами, у которых, как правило, есть договоры с
производителями оригинальных вариантов. В других случаях, как мне
кажется, заимствование метрик вполне может быть объектом судебного
разбирательства.

И как бы то ни было, создание метрик и кернинга, безусловно, является
творческим процессом. Все попытки автоматизировать это дело пока что не
приводили к стопроцентно приемлемым результатам.

> Умношрифтовые таблицы, думаю, не далеко ушли от обычных кодировок.
> Поправьте, если ошибаюсь.

Это больше похоже на скрипты.

> Что касается хинтов, то, говорят, в TrueType'е бывают хитрые
> хинты, являющиеся, по сути, программами и потому охраняющиеся
> авторским правом. Но, подозреваю, у Вас не такие хинты.

В cm-lgc -- нет, а вообще приходилось делать и такие.

--
Regards,
Alexey Kryukov <anagnost at yandex dot ru>

Moscow State University
Historical Faculty