From: "Alexey Kryukov" Received: by relay1.vsu.ru (CommuniGate Pro PIPE 5.2.14) with PIPE id 182861718; Thu, 11 Jun 2009 16:30:42 +0400 X-drweb-hash: Received: from [77.232.31.164] (HELO akado.ru) by relay1.vsu.ru (CommuniGate Pro SMTP 5.2.14) with ESMTP id 182861260 for CyrTeX-ru@vsu.ru; Thu, 11 Jun 2009 16:27:41 +0400 Received-SPF: softfail receiver=relay1.vsu.ru; client-ip=77.232.31.164; envelope-from=anagnost@yandex.ru Received: from [10.17.23.8] (HELO myhost.mydomain) by fe01-cgp.akado.ru (CommuniGate Pro SMTP 5.2.13) with SMTP id 84183884 for CyrTeX-ru@vsu.ru; Thu, 11 Jun 2009 16:27:41 +0400 Date: Thu, 11 Jun 2009 15:41:28 +0400 To: "Cyrillic TeX Users Group" Subject: Re: free fonts Message-Id: <20090611154128.4b1365d6.anagnost@yandex.ru> In-Reply-To: References: Organization: Moscow State University X-Mailer: Sylpheed 2.6.0 (GTK+ 2.14.4; x86_64-unknown-linux-gnu) Mime-Version: 1.0 Content-Type: text/plain; charset=KOI8-R Content-Transfer-Encoding: 8bit X-DrWeb-FlyTrap-Class: SPAM X-DrWeb-FlyTrap-CID: 1 X-DrWeb-FlyTrap-ID: 38182988 X-Junk-Score: [XXXXXXXXXX] On Thu, 11 Jun 2009 14:58:12 +0400 Alexander Cherepanov wrote: > Да, и её результат -- скрипты -- охраняются авторским правом. > Выкладывайте скрипты под GPL. Если эти скрипты достаточно универсальны > и позволят конвертить и другие шрифты, будет вообще здорово. А не получится сделать их универсальными: неизбежно приходится завязываться на особенности конкретных знаков в конкретном файле. Это я к тому, что в данном случае скрипты следует не приравнивать к компилятору, а скорее считать их частью исходных кодов. > Если после автоматической контвертации, рисунок шрифтов существенно > дорабатывался вручную, тогда да. Что-нибудь вроде шрифтов Latin > Modern. Понимаете ли, в чем дело: я ведь могу проделать некую операцию вручную, убедиться, что результат меня удовлетворяет, а потом оформить ее в виде скрипта. Например, я сконвертировал шрифт из растра и добавил к нему ряд акцентированных символов, вручную разместив акценты над буквами. Потом я заметил нужные позиции акцентов и написал соответствующие команды, дабы при последующей регенерации шрифтов эти символы добавлялись автоматически. По Вашей логике первый шрифт был результатом творческой работы, а последующие версии -- уже нет? Более того, ситуацию можно довести до абсурда. Современные шрифтовые редакторы имеют скриптовый интерфейс, который позволяет запрограммировать практически любые операции, производимые над шрифтами. Т. е. в теории я могу написать такой скрипт, который будет воспроизводить процесс создания совершенно оригинального шрифта с нуля. Так что же, охраняться авторским правом будет только этот скрипт, но не результат его работы? > Метрики, включая кернинг, насколько я понимаю, не охраняются. > Например, часто делают шрифты, совместимые с другими по метрикам. Насколько мне известно, это касается только стандартных базовых шрифтов: при создании аналогов действительно приходится добиваться совместимости по метрикам. Причем надо учесть, что все такие аналоги (хотя бы и предназначенные для свободного распространения) создавались крупными коммерческими фирмами, у которых, как правило, есть договоры с производителями оригинальных вариантов. В других случаях, как мне кажется, заимствование метрик вполне может быть объектом судебного разбирательства. И как бы то ни было, создание метрик и кернинга, безусловно, является творческим процессом. Все попытки автоматизировать это дело пока что не приводили к стопроцентно приемлемым результатам. > Умношрифтовые таблицы, думаю, не далеко ушли от обычных кодировок. > Поправьте, если ошибаюсь. Это больше похоже на скрипты. > Что касается хинтов, то, говорят, в TrueType'е бывают хитрые > хинты, являющиеся, по сути, программами и потому охраняющиеся > авторским правом. Но, подозреваю, у Вас не такие хинты. В cm-lgc -- нет, а вообще приходилось делать и такие. -- Regards, Alexey Kryukov Moscow State University Historical Faculty